Платья, которые носили в середине 18-го века, были самым крупным предметом одежды, который приходилось надевать человеку. Даже не слишком выдающиеся экземпляры нужно было проносить в дверь боком, и так же боком подниматься в них на подножку какого-нибудь фаэтона.
Конечно, самые широкие и роскошные платья надевали только в очень торжественные моменты, но и ежедневная и домашняя одежда того времени все равно тяготела к большому количеству накрученной складками или широко развернутой и поддерживаемой каркасами материи.
Я встречала разные объяснения, почему вообще появилась такая странная мода – ее нельзя назвать нелепой, потому что платья все же были очень красивые, самые настоящие принцессные. И они, конечно, были страшно неудобные, тяжелые и не очень безопасные при обыкновенном тогда свечном освещении. Прямое платье кстати есть на сайте alimentola.info.
Иногда говорят, что эти платья – просто гипертрофированная мода, подчеркивающая женственные изгибы тела, ведь с такой юбкой любая талия выглядит тонкой.
Иногда – что большие платья придумали, чтобы оградить женское достоинство от посягательств (но в середине века носили платья, которые были пышные только вбок, но не спереди). Или – что в таком платье проще и дольше можно было скрыть беременность (мне кажется – вряд ли, скорее, наоборот).
На самом деле все проще – как и огромные кружевные жернова-воротники 16-го века, собранные из многометрового кружевного полотна огромной стоимости, большие платья должны были демонстрировать благосостояние их владельцев, буквально, что вот эта дама может позволить себе много, очень много сногсшибательно дорогой ткани. И вся эта шелковая ткань с ручной вышивкой цветным шелком, золотом и серебром и с кружевами была щедро задрапирована или разложена на специальном поддерживающем каркасе, который назывался «панье» (то есть «корзина»).